ЛАБОРАТОРИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
|
English |
|
Архив семинара «Когнитивные аспекты лексикографии» |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16.06.09
Роналд Вроон
Ronald Vroon Поэзия и власть: дворцовый переворот 1762 года в одах Ломоносова и Сумарокова Одним из основных занятий русских поэтов периода классицизма было сочинение панегириков в честь царствующих особ по таким случаям, как их восшествие на трон, дни рождения и тезоименитства, бракосочетания, военные победы и некоторые другие значительные события. «Ода тожественная», возникшая в связи с этой традицией, стала одним из основных жанров XVIII века, однако до последнего времени ее принято было рассматривать как тип дискурса, в значительной мере формальный и клишированный. Недавние исследования Елены Погосян и Надежды Алексеевой дают основания полагать, что на самом деле ода была средством не только прославления ее героя, но и выражения взглядов и интересов самого поэта и его сословия и, соответственно, ставила перед собой задачу определенным образом повлиять на государственную политику и самих августейших политиков. События, сопровождавшие свержение законного наследника и императора Петра III его супругой Екатериной путем дворцового переворота июня 1762 года, вызвали всплеск интереснейших одических откликов, авторы которых переходят от прославлений к рискованным политическим комментариям. Большинство русских поэтов середины XVIII века – не только Ломоносов, Сумароков, Майков, Херасков, Ржевский, Богданович, но и многие менее значительные авторы – откликнулись одами на восшествие Екатерины на трон, однако незаконность захвата власти стала обстоятельством, которое современники не могли обойти даже в жанре панегирического стиха. Особенно щекотливым было положение поэтов, которые совсем недавно недальновидно восхваляли Петра III при его восшествия на трон. К их числу принадлежали Ломоносов и Сумароков; обстоятельства заставили их в одах, посвященных новой императрице, косвенно комментировать свои предшествующие оды. Способы, которыми они это делали, равно как и их трактовка деликатного вопроса нелегитимности Екатерины, выявляют ряд базисных отличий во взглядах авторов и их сословий, а также знаменуют ту роль, которую сыграли оды в оправдании захвата власти незаконной правительницей и обелении ее образа в глазах потомков.
Poetry and Power: Odic Representations of the Coup d’État of 1762 (Lomonsov and Sumarokov) One of the primary responsibilities of Russian classical poets was to compose panegyrics in honor of the ruling monarch on such occasion as his (or her) accession to the throne, birthday, name day, marriage, victory in battle or some other auspicious event. The traditional solemnode (oda torzhestvennaia) that arose in conjunction with this tradition became one of the major genres of the eighteenth century, but until recently has been treated as little more than a highly formalistic, clichéd form of poetic discourse. Recent studies by Elena Pogosian and Nadezhda Alexeeva, however, suggest that the ode served not only as a panegyric medium, but also as an expression of the viewpoint of the poet’s own estate and its particular interests, and correspondingly served didactic ends aimed at influencing royal policies and politics. The events surrounding the transfer of power from the legitimate heir and subsequently Emperor Peter III to his wife Catherine as a result of the coup d’état of June, 1762, bring out some of the most interesting ways in which odes could move beyond the panegyric mode into themore dangerous territory of political commentary. Most of Russia’s major mid-century poets—Lomonosov, Sumarokov, Majkov, Xeraskov, Rževskij, Bogdanovič—and well as numerous minor poets—wrote odes on the occasion of Catherine’s accession to the throne, but the fact that she seized power illegally raised certain issues that could not be ignored even in purely panegyric verse. The problem was particularly acute for those poets who, unwisely, had rushed to write odes in praise of Peter III when he came to power. Both Lomonosov and Sumarokov yielded to this temptation, and so their odes to Catherine required them to backtrack on their earlier praise of Peter. The way they dealt with this problem, as well as the delicate issue of Catherine’s illegitimacy, highlights some major differences between the estates they represented, as well as the role that odes played in justifying the rule of an illegitimate ruler and rescuing her image for posterity.
|