ЛАБОРАТОРИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
|
English |
|
Архив семинара «Когнитивные аспекты лексикографии» |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
02.03.10
С. Ю. Неклюдов,
Фольклор и фольклористика: Фольклористика как теоретическая дисциплина со своими аналитическими приемами, своим арсенал понятий и терминов рассматривает движение устных традиций во времени и их происхождение. В ней сочетаются аспекты диахронический (историко-генетический) и синхронический (структурно-типологический); они связаны отношениями прочной преемственности и взаимно дополняют друг друга. Во второй половине XX в. как осуществляется синтез традиционно-фольклористических подходов с методологией интенсивно развивающихся смежных дисциплин – культурной антропологии, лингвистики, семиотики, информатики. Так возникает структурная фольклористика, в основе которой лежат представления о знаковой природе текста и его элементов. Народная культура относится к числу “холодных” (по Леви-Стросу), ориентированных на воспроизведение предшествующих структур, а не на их модификацию или смену. При этом устные традиции демонстрируют высочайшую степень универсальности своих знаковых кодов и своей структурной организации; именно здесь с особенной рельефностью проступают те формальные и содержательные элементы, которые следует причислять к универсалиям человеческой культуры, хотя типологически устные традиции разных народов различаются достаточно существенно. Переход от фольклорной архаики к “классике” знаменует смену культурной парадигмы, причем главную роль в этом процессе по-видимому играет коммуникативный аспект (изобретение письменности). Большое значение имеет он и при возникновении постфольклора, которое можно увязывать с появлением принципиально новых (по сравнению с письменностью) информационно-коммуникационных технологий. Главное свойство фольклора проистекает из способа его существования. Передача и хранение текстов возможны лишь при непосредственном общении людей (непосредственно-контактный тип коммуникации). Передавать и хранить устный текст без его периодического воспроизведения нельзя; только изобретение письменности порождает принципиально иной тип культурной коммуникации: становится возможным хранение и передача текстов без их воспроизведения. Поскольку же устная традиция на протяжении длительного времени способна в относительной неизменности удерживать тексты весьма значительного объема, ее следует рассматривать как способ хранения, передачи и воспроизводства сообщений, т. е. как своего рода информационный канал. В методологическом отношении опыт фольклористики демонстрирует возможность анализа пластичного материала, принципиально не закрепляемого в данном типе культурной традиции (жестко зафиксированный текст тут же перестает быть фольклором), которая при этом имеет мощнейшие стабилизирующие механизмы, позволяющие устным культурам сохранять и передавать свои сообщения в относительной неизменности на протяжении столетий (а в каких-то случаях – и тысячелетий).
|